Приветствую всех членов нашего MODX-клуба! Я не умею красиво говорить, потому изложу сухо и по делу. Многие от меня слышали почему я хотел создать этот клуб. Так же можно между строк прочитать цели во вчерашнем топике для программистов. А теперь я попробую озвучить основные моменты здесь. Потребности Законы рынка таковы, что чтобы мы не делали, все должно решать какие-то проблемы, а иначе это просто никому не нужно будет. По своему опыту на рынке IT-услуг я вижу как минимум две серьезные проблемы, которые негативно касаются и IT-специалистов, и конечных клиентов. Проблемы IT-специалистов. В России довольно плотно укоренился фриланс, и хотя именно фриланс-биржа позволяет значительно снизить стоимость проекта для заказчика, именно она и является источником основных бед. Дело в том, что у нас большинство специалистов являются одиночками, мастерами-универсалами. Но совершенно невозможно знать все, а в наше время, когда IT-технологии развиваются невероятными темпами, порой сложно даже просто быть в курсе последних тенденций. И на выходе получается, что специалист-одиночка, взявшийся за проект заказчика, заведомо способный выполнить 85% проекта, может потратить во много раз больше времени на выполнение оставшихся 15-ти процентов, просто потому что ему не у кого оперативно спросить что-то необходимое, а поиск в сети может отнять очень много времени. Нескончаемый поток вопросов в рубрику Вопросы на форуме нашего сообщества — лишнее тому подтверждение. То есть я хочу сказать, что IT-рынок нуждается в выходе на принципиально новый уровень — уровень командной работы. Проблемы заказчиков. На мой взгляд самая большая проблема из существующих (которая даже превосходит проблемы с долгой реализацией проектов по озвученным выше причинам) — отсутствие поддержки своих сайтов разработчиками. Исторически так сложилось, что большинство своей прибыли разработчики рассчитывают получать именно с разработки сайта. И именно с этим учетом у них невольно выстраивается модель работы. Специалист находит заказчика, выполняет проект, и после этого он ему уже не интересен, потому что по его меркам какие-то небольшие деньги за поддержку сайта для него вообще не только не выгодны, но и в убыток, так как проект делается на скорую руку, без документации, необходимых технологий и т.п. В итоге 5-тиминутную задачу он может выполнять несколько часов, но заказчик справедливо предложит деньги как за пятиминуткую задачу. И получается, что «специалисту» проще скинуть этот проект, потеряться, и найти другой заказ, который так же нужно будет разрабатывать, а не поддерживать. Вот кто из клиентов ни разу не натыкался на программистов, которые говорят «нет, здесь сделано все неправильно, надо переделывать» и предлагают разработать проект с нуля. И тоже пропадают. И так далее… Цель клуба Цель клуба как раз и заключается в решении этих и прочих задач. То есть специалисты научатся работать правильно и в команде, на выходе будут получать правильные, легкие в сопровождении сайты, а клиентам не придется бегать в поисках специалистов по всему интернету, получая качественные услуги за разумные деньги «в одном окне». Есть еще одна проблема для клиентов: отсутствие документации. Часто приходится самим методом тыка изучать полученный в наследство «любимый» сайт. Здесь клиенты смогут не только получать консультации специалистов, но и смогут общаться с такими же клиентами с друг другу понятными проблемами и вопросами на своем языке (а то ведь мы иногда друг друга не понимаем :-) ). То есть Клуб — это единое пространство для качественного взаимодействия всех участников рынка. Поддержка 24/7 Все мы люди, и бывает всякое (и отпуска, и болезни тьфу-тьфу-тьфу). Хорошо, когда есть свой любимый и надежный специалист, но очень нехорошо зависеть от него. В MODX-клубе не только упор будет на надежность специалистов, но и на единые стандарты разработки веб-проектов. Это будет обеспечивать легко подключиться к любому проекту клуба любого специалиста клуба (извиняюсь за каламбур). То есть когда возникает задача, клиенты не ждут своего программиста, а просто создают задачу (кто-то из моих клиентов уже успел опробовать работу через bitbucket.org), и задачу выполнит первый же специалист, который возьмется за нее (а это будет в самые кратчайшие сроки). Ведь не важно, кто делает. Для клиента важно — чтобы все работало. Цены У меня есть определенные соображения по поводу ценообразования и правил, но пока я предлагаю обкатать все это на принципах саморегулирования. Все равно большинство клиентов здесь пока будут мои клиенты, и по ценам у нас понимание есть. То есть в основном условия все равно будут протекать через меня. А я уже буду решать этот вопрос с конкретными специалистами, которые будут непосредственно выполнять задачи. Но в перспективе пара моментов:
Я пока пойду отдохну немного. Буду через несколько часов, отвечу на все комменты.
Я правильно понял, что наша команда будет являться распределенной организацией по разработке и дальнейшей поддержке сайтов на MODX?
Можно сказать и так. Только как бы каждый сохраняет свою независимость. Здесь самая ценность клуба — это централизованность. Минимум лишних движений, максимум эффекта.
Немного непонятны организационные вопросы, как будет происходить распределение обязанностей на сложных проектах. Скажем если это будешь ты 1 это несерьезно, 1-2 проекта можно курировать, а если больше? Или ты например уедешь, сломается интернет, прилетит метеорит (нужное подчеркнуть). Не все клиенты могут ставить конкретные задачи. Идеальное общество по Марксу не получится)
Полностью поддерживаю цели клуба. Но для практической реализации нужно более четко разобраться в механике задачи :) Между заказчиком и разработчиком очень часто нехватает так сказать «руководителя проекта сайта» — это необхимый элемент для того, чтобы можно было гарантировать 100% качество исполнения проекта и возможность поддержки проекта в любое время и на любом этапе дальнейшего развития. Заказчик часто не понимает технических ньюансов, влияющих на весь проект в целом (и его дальнейшую судьбу), которые нужно продумывать изначально. Разработчика обычно это не заботит, сделал что сказали (зачастую на скорую руку и через одно место) — получил деньги, и забыл. Ни о какой грамотной реализации и дальнейшей поддержке никто не задумывается. По-хорошему надо чтобы все заказчики были проинформированы об этой ситуации, чтобы было сформировано новое общественное мнение о том, как надо делать сайты и что для этого нужно. Конечно, заказчикам бывают нужны также и дизайнеры, и SEO-специалисты — и их работа по-хорошему тоже должна быть согласована с техническими ньансами проекта. И если мы хотим сформировать грамотное создание и 24/7 поддержку любых проектов в рамках клуба — то необходима координация и трэкинг всех, кто задействован в проекте. Связки «заказчик-программист» — недостаточно. Было бы супер сделать этот клуб как полноценную систему ведения проектов, с тесной интеграцией с MODx Cloud. Необходимы «роли» и «политики доступа». Заказчик создает проект — объявляется конкурс на роль «руководитель проекта». Как только он определяется — уже руководитель проекта формирует тикеты на другие задачи, к которым выбираются другие исполнители (программист, дизайнер, seo-оптимизатор — при этом дизайнерам и seo не обязательно быть в клубе, их можно будет добавлять как «внешнего исполнителя», с указанием контактов). В дальнейшем любого исполнителя (в т.ч. и руководителя проекта) можно будет изменить, но в системе будет вся история этих изменений — таким образом, новый исполнитель всегда сможет контактировать с предыдущим для решения некоторых вопросов. Недобросовестные исполнители будут забанены, а т.к. клуб закрытый — то таких будут единицы, если вообще будут. Соответственно система будет гарантировать заказчику качество и эффективность работ любого вида по его проекту. Другой вариант — это сделать клуб только для внутреннего использования разработчиками. Тогда вместо самих заказчиков здесь проекты создавать будут «руководители проекта». Сами же заказчики в этом случае непосредственно в клубе участвовать не должны.
Именно для этого клуб и создается, чтобы решать эти резонные проблемы. У меня много очень много опыта и в разработках, и проджект-менеджменте, и пока во главе всего буду я. Но я очень надеюсь, что совсем скоро появятся и другие тимлиды, и проект-менеджеры, и четко определенные узкопрофильные специалисты — эксперты в своей области. Задач много, и все их решать надо будет командно. Я создаю сейчас первичные инструменты, дальше уже совместно развиваться будем. Вот к примеру этот сайт: на нем уже заведены различные группы пользователей, и постепенно будет наполнено много четко определенных групп, чтобы легко можно было посмотреть сколько у нас программистов, сколько верстальщиков, сколько дизайнеров, копирайтеров и т.д. Далее modxcloud.com: вот у меня есть сайты клиента, придет новый разработчик, которые готов будет взяться за доработки. Мне не придется пускать его на боевой сайт, и потом смотреть что он натворит. Я просто отправлю ему клон облака в 3 клика, и он будет делать на копии сайта. То есть если все хорошо, то наработка полностью совместима с оригинальным сайтом, и ее легко будет накатить на боевой, или просто переключиться на новую версию сайта. На битбакете (будет нашим основным гит-сервером) так же все рулится с распределением по группам пользователей. Там же трекер. Будем на вооружение и новые полезные инструменты брать.
Валерий, ты все правильно говоришь. Это потому что ты и специалист, и представитель заказчика со стажем. То есть ты и техническую сторону понимаешь, и роль заказчика на себе прочувствовал. И я действительно как раз эти цели перед собой и ставлю. Не зря же я всю ночь докручивал свой modLivestreet, чтобы не просто обеспечить статус страницам скрыт/не скрыт, а именно обеспечить уровни доступов на уровне ACL MODX-а. У нас уже на этом сайте настроены групповые политики, чтобы не просто распределить людей на программист/не программист, а еще и рулить кто куда какой доступ имеет. То есть и будут тимлиды, и проджект-менеджеры, и рядовые исполнители и т.п. И именно поэтому я добавил в профили типовые поля контактов, необходимые для работы (гит, битбканет, modxcloud). Но наша сегодняшняя проблема заключается в распределенности технологий. То есть modxcloud обеспечивает хостинг с фишками для разработки. Битбакет — трекер и гит-репозиторий. И на битбакете, и на modxcloud если политики доступов, можно расшаривать проекты и т.п. Но минус заключается в том, что для выполнения каких-то задач приходится переходить именно туда. То есть хочешь создать проект — идешь на битбакет, кликаешь Создать (там же трекер), создал новый тикет здесь, программист откликнулся, с заказчиком они договорились, заказчик посмотрел у него в профиле аккаунт на битбакете, у себя в панели на битбакете дал доступ программисту (если проект не новый и работы уже велись ранее, программист сможет увидеть, что и как раньше выполнялось), а делать это все он будет на modxcloud. Как бы все единое и в рамках одного бизнеспроцесса, на на трех системах. И вот я как раз хочу это доработать. На битбакете вроде есть API. Если мы настроим отсюда, то не придется переходить на битбакет, все взаимодействия клиента со специалистами будут проходить здесь. Между заказчиком и разработчиком очень часто нехватает так сказать «руководителя проекта сайта» — это необхимый элемент для того, чтобы можно было гарантировать 100% качество исполнения проекта и возможность поддержки проекта в любое время и на любом этапе дальнейшего развития. Здесь дело не только в непонимании. MODX — очень мощная система, но она не накладывает никаких стандартов. Сколько программистов, столько методов разработки. Каждый проект на MODX — отдельная уникальная система. Здесь мы будем вырабатывать единые стандарты разработки. Сайты не будут сразу выполняться на чистом MODX-е. Сначала разрабатывается сборка-база для разработки типовых решений, и только потом на ней выполняется конкретный сайт. То есть если это сайт-визитка, то большинство таких сайтов отличаются только дизайном и структурой документов (которые создаются через дерево документов в админке). То есть правильный сайт-визитка вообще не должен разрабатываться. Берется движок, в шаблонизации создается новый шаблон, натягивается новый дизайн и наполняется сайт. Все. 100 сайтов-визиток, а движок один. Посмотрел как в нем что сделано, знаешь как сделаны все эти 100 сайтов. Если это магазин — то создается движок магазина. Понятно, что на индивидуальных проектах могут быть доработки, но и доработки в пакеты можно оформлять. Здесь у нас будет репозиторий пакетов, все будет храниться в одном месте. Все будет документироваться. Использование единых стандартов и методик исключит большинство типовых проблем. Другой вариант — это сделать клуб только для внутреннего использования разработчиками. Нет, не стоит. Мы может тематически разграничить области сайта, так, чтобы клиенты видели больше информации для клиентов, а программисты для программистов. Но все должны быть в одной информационной системе, так как и у клиентов есть необходимость обмениваться опытом и учиться. Ведь для кого-то порой просто вставить картинку может оказаться проблема. А так уже один клиент что-то спросил, ему ответили, и другие клиенты для себя могут что-то новое узнать. Я последнее время часто на вопросы клиентов видеоролики снимаю что и как делается, буду здесь выкладывать.
Кстати хороший 5 минутный видеоролик, намного эффективнее многостраничного мануала. Я за видео уроки для клиентов. Тем более если стандартизировать разработку, то 1 урок будет универсален для всех заказчиков.
Для клиентов в большинстве случаев Да. И я вот выложил уже один, и их конечно же будет гораздо больше. А вот программистам лучше по мануалам, потому что с экрана код не с копипастишь :-)
Очень нужны видеоуроки для клиентов, таких, как урок Fi1osof а. Моя ситуация: сделали мне сайт на Modx, очень поверхностно объяснили, как и что и на этом общение закончилось. Во многом пришлось самой методом тыка доходить. Осталось очень много вопросов, как и что делать. Это большое дело, если здесь можно будет найти ответы на свои вопросы.
Ольга Ивановна, здравствуйте! Вы не стесняйтесь, пишите вопросы в блоге Вопросы клиентов. Ответы обязательно будут, и не редко с видеороликами.
Разрешите и мне поучаствовать? Мне интересна разработка, но, помимо всего прочего, могу взять на себя поддержку, как специалист по части внедрения и сопровождения. Опыт в этом большой. P.S. Сорри, это нужно было разместить в другом топике… Все-таки планшет — не тот обзор… Дико извиняюсь:-)
Ничего страшного.